25.02.2019
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Форма представления опыта работы |
Тема |
Уровень с указанием названия мероприятия |
Дата представления |
Открытое ООД |
« Путешествие по стране здоровья» |
МАДОУ детский сад№4 « Малыш»», неделя здоровья |
07.11.2017 |
Презентация опыта работы, по самообразованию. |
«Роль подвижных игр в развитии двигательной активности
детей дошкольного возраста» |
МАДОУ детский сад №4 «Малыш», круглый стол «Самообразование профессиональной
деятельности педагога в ДОО» |
12.04.2018 |
Защита дизайн проекта |
«РППС группы – как индивидуализированное пространство ДО» |
Муниципальный, «» |
03.05.2018 |
Доклад |
«Адаптация детей раннего возраста к
условиям в ДОУ» |
МАДОУ детский сад №4 «Малыш», педагогический совет |
12.09.2018 |
Публикация |
Дидактческая игра« Туфельки помирились» |
Всероссийское Издание «Слово Педагога» |
13.12.2018 |
Статья |
Модель адаптационного периода «В детский сад без слёз» |
Всеросийсский образовательный портал педагога |
29.10.2018 |
Статья |
«Картотека мирилок» http://solncesvet.ru/опубликованные материалы/ |
Международное сетевое издание «Солнечный свет» |
29.01.2019 |
Презентация театра- трансформера «Онтохон» |
«Интеграция театрализованной деятельности в образовательном процессе по
мотивам бурятских сказок» |
Муниципальный РМО в с.Цагатуй. Аукцион педагогических идей. |
19.02.2019 |
18.04.2018
Дошкольный возраст – это возраст, максимальной двигательной активности. Поэтому необходимо обеспечить оптимальный уровень двигательной активности у детей дошкольного возраста. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. По определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни»[5].
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерной особенностью которого является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка.
Функции игры
- социокультурная;
- коммуникативная;
- диагностическая;
- развлекательная.
Социокультурная функция
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. В то же время игра — своеобразная «школа морали», по выражению Д.Б. Эльконина. С.Л. Рубинштейн считал, что игру ребенка можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения.
Коммуникативная функция
Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа – между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды.
Диагностическая функция
Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?
Развлекательная функция
Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.
Подвижные игры чрезвычайно богаты и разнообразны по содержанию. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать.
03.05.2018
Индивидуализация предметно-пространственной развивающей образовательной среды как средство развития ребенка
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. ФГОС ДО от 17 октября 2013 года вводит понятие индивидуализации дошкольного образования. П. 1.4. ФГОС «Основные принципы дошкольного образования, среди которых:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
Таким образом, в условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных становится задача индивидуализации образования.
В связи с этим возникла необходимость пересмотреть организацию предметно развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Задача педагогов при этом: организация развивающей среды таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Как известно, самую первую и главную собственность ребенок получает сразу после рождения, и это, конечно, его имя. Поэтому мы постарались позаботиться о том, чтобы имя ребенка в группе встречалось как можно чаще. В старшей и подготовительной к школе группах большинство ребят уже умеют писать свое имя и с удовольствием участвуют в таком режимном моменте, как «Я пришел, и я пришла». Приходя в детский сад, дети нашей группы вписывают свои имена в специальные листочки, оповещая тем самым окружающих, что он уже здесь и готов приступить к взаимодействию с миром.
Детские стульчики были отмечены наклейками с именами. Это оказалось к тому же очень удобным: всегда было понятно, кто оставил свой стульчик, не возникало проблем по поводу того, что кто-то занял не свой стул.
В группе мы устраиваем персональные выставки творческих работ детей. Это дает возможность ребенку проявить свои способности, развивает творческую активность, инициативность, а в других детях группы воспитывает умение уважать труд товарища, оценивать его работы, развивает внимание.
В группе мы отвели место под «спонтанные» выставки. Сначала это был простенок, где дети прикрепляли свои работы, теперь это большой магнитный стенд с именными магнитами, которыми ребята крепят рисунки, аппликации, созданные ими в самостоятельной деятельности.
Мы заметили в процессе работы, что детям очень хочется писать свое имя самостоятельно как можно чаще, поэтому придумали для них еще один режимный момент: «Я все съел, и я все съела на обед», у которого был несомненный плюс: это очень хорошо стимулирует «малоежек». Сразу оговорюсь: если у ребенка по медицинским показаниям есть ограничения в приеме той или иной пищи, это обязательно учитывается.
Также с целью реализации идеи индивидуализации среды мы предложили родителям принять участие в оформлении минипортфолио о каждом ребенке. Родители горячо поддержали нас в этом, и вскоре на безликих кабинках появились красочные индивидуальные творческие работы родителей о своих детях. Это позволяет педагогам лучше понять каждого малыша, стимулирует развитие связной речи детей и навыков чтения, а каждый родитель горд тем, что посвятил свою работу дорогому человечку и украсил кабинку своего малыша. Все портфолио заламинированы, что позволяет им прослужить долго, и способствует эстетизации пространства. Стенд «мое настроение» позволяет ребятам оценивать свое эмоциональное состояние, подбирать соответствующую пикторгамму, а также лучше понимать, что происходит с настроением товарищей по группе. Обязательно к каким-либо событиям в жизни ребенка мы готовим вместе с его товарищами минигазеты, например, «С днем рождения», «С рождением братика». Это позволяет ребенку почувствовать себя самым главным в этот день. Если ребенок долго отсутствует по болезни, передаем с мамой самодельную открытку с пожеланием поправляться быстрее. Это дает малышу осознание его ценности для коллектива, значимости в жизни товарищей.
При изучении какой-либо лексической темы мы предлагаем всем детям и их родителям проявить себя творчески, поучаствовав в выставках рисунков, фотографий, поделок, конкурсах, в создании книг, альбомов. Это безусловно способствует обогащению среды детского сада, развивает в ребятах уверенность в себе, желание поделиться опытом, воспитывает уважение к чужому труду, укрепляет дружеские чувства.
Рассматривание альбома с фотографиями детей в кругу семьи – любимое занятие ребят в минуты досуга. Ребята учатся рассказывать о своих родных, выражать свои чувства по отношению к близким, а в редкие моменты грусти и тоски по маме такая фотография – утешение и надежда на скорую встречу. А большая общая фотография группы помогает ощутить единство всех ребят, ведь мы не можем друг без друга.
Создаваемые ребятами коллекции позволяют удовлетворить их потребность в собирательстве, учат систематизировать, помогают налаживать общение со сверстниками, развивают эрудицию. Периодически ребята приносят свои домашние коллекции, рассказывают об экспонатах, это, опять же, позволяет им почувствовать себя в центре внимания.
Для облегчения вхождения детей в режим, создания благоприятного эмоционального фона и положительного «заряда» на весь день мы ежедневно организуем утреннее приветствие. Это легкие стихи, с помощью которых можно подготовить детей к межличностному общению, развивать эмпатию, воспитывать навыки культурного общения, учить образовывать уменьшительно-ласкательные имена. Передавая свое хорошее настроение товарищам, можно помочь тому, кто грустит, кто с трудом просыпается по утрам. Главное, делать это с улыбкой.
Очень часто педагоги сетуют на то, что дети не хотят убирать за собой игрушки после игр, но мы придумали способ решить эту проблему: с «Медалями дежурных» процесс уборки игровых зон занимает совсем немного времени и превращается для детей в ответственное поручение. Причем ребята выбирают медали по желанию, и тщательно выполняют задание. Это учит их принимать решения, учит самоконтролю, воспитывает желание поддерживать порядок и уважать труд своих товарищей и взрослых.
Обязательным условием поддержания дисциплины в группе служат правила. Правила во всем: при проведении занятий, в совместной и самостоятельной деятельности детей, на прогулках и т. д. Причем, правила для различных ситуаций предлагают сами ребята, педагог записывает, потом эти правила оформляются в отведенном месте, и в случае, если кто-то их нарушает, ребята могут сами это заметить и напомнят нужное правило еще раз.
Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам активности) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и так далее. Пространство зонировании так, чтобы зоны-антогонисты находились подальше друг от друга, для этого пространство преобразовываем с помощью ширмы и мягких модулей. Это позволяет ребятам заниматься любимой игрой и не мешать друг другу.
С введением ФГОС ДО стало обязательным наличие в каждой группе места для уединения, которое помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка, успокоиться, отдохнуть от суеты, подумать. Уголки уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть. У нас это упругие подушки, мягкие игрушки, и несколько модулей, которые позволят отгородиться от окружающих и посидеть с фотоальбомом, любимой игрушкой или просто полежать.
Хочется отметить, что в процессе индивидуализации образовательной среды группы мы столкнулись с некоторыми трудностями: жесткая планировка группы создавала нам трудности в зонировании (группа без спальни, одна стена занята логопедической стенкой). Но мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды. Насыщенная предметно- развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.
Презентация "Рппс как индивидуализированное пространство доо"