ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

21.12.2020

Нет детей одарённых и неодарённых, талантливых и обычных.

Одаренны, талантливы все без исключения дети.

В.А. Сухомлинский



Одаренные дети – это дети, имеющие общую или специальную одаренность. Н.С. Лейтес, классифицируя разные подходы к проблеме детской одаренности, выделяет 3 категории одаренных детей: 

·        дети с высоким уровнем интеллектуального развития (IQ);

·        дети достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;

·        дети с высокой креативностью (творчество).

Чаще всего одаренность диагностируется по темпу умственного развития, т.е., по степени опережения ребенка при прочих равных условиях своих сверстников. При этом существуют различные методики определения уровня познавательных способностей. Наиболее популярные: «Прогрессивные матрицы Равена», «Тест Д. Векслера», «Невербальные и вербальные варианты теста П. Торренса», методики на определение эффективности познавательных процессов и т.д.

К одаренным детям чаще всего относят умственно сообразительных детей. Связано это с тем, что одаренность часто определяют и как сильное стремление к познанию, способствующее накоплению знаний, быстрому развитию речи и мышления.

В дошкольном возрасте дети развиваются с опережением. Однако важно учитывать зону ближайшего развития (ЗБР).

В качестве показателей детской одаренности можно выделить:

1) сильно выраженную познавательную потребность (в новых знаниях, способах или условиях действия, побуждающих ребенка к активному поиску новых впечатлений, информации, что обязательно сопровождается положительными эмоциями). Соответственно, ребенку свойственно преобладание познавательной потребности: он добывает знания благодаря собственной активности, дополняя недостающую информацию бурной фантазией. 

2) расположенность к творчеству, непосредственно связанная с тем, что раскрытие одаренности во многом зависит не только от задатков ребенка, но и от социального окружения в целом;

3) общеизвестно, что в основе одаренности лежит творческий потенциал, представляющий собой очень высокий уровень у одаренных детей.

4) кроме того, одаренность характеризуется интегральностью или взаимосвязью познавательной потребности, волевой сферы и т.д. 

В раннем и дошкольном возрасте одаренных детей отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие возрасту выводы. Присущая им способность увлекаться построением альтернативных моделей и систем лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания через этапы»). Точкой отсчета в развитии каждого ребенка является любознательность и особый интерес к чему-то конкретному. При этом выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить, так как диапазон точек творческого роста одаренных детей бесконечен. Такой личностный выбор может относиться к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни и т.д. Память, как ещё одна точка отсчета развития ребенка и характеристика специального таланта, характеризуется избирательностью и высокой эффективностью. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных детей отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением  - коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов».

В модели детской одаренности выделяют три взаимосвязанных блока:

1) мотивация к соответствующему виду деятельности;

2) операциональный

 (т.е., способности)

 3) реализация (практическое применение способностей).

            В развивающей работе с одаренными детьми необходимо учитывать:

Ø  возрастные особенности;

Ø  индивидуально-типологические особенности детей;

Ø  имеющиеся задатки;

Ø  зону ближайшего развития ребенка;

Ø  особенности социальной ситуации развития и ведущей деятельности (игры в дошкольном возрасте);

Ø  психические новообразования ребенка;

Ø  наличие сензитивных периодов и т.д.

            В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) развивающую работу можно реализовывать через знакомство с критериями и показателями, оценками творческости детей в различных видах деятельности.

            Эффективность реализации перспективных направлений работы образовательных учреждений с одаренными детьми предполагает: Хочу такой сайт

ü  просвещение педагогического коллектива, родителей, педагогов;

ü  фронтальные, индивидуальные, групповые формы работы с детьми, осуществляемые психологом и педагогами;

ü  совместная целенаправленная и систематическая работа всего педагогического коллектива и родителей;

ü  развитие познавательной активности детей через введение элементов исследовательской работы, проблемного обучения и т.п.;

ü  использование традиционных занятий для развития творчества детей (рисование, лепка, музыкальные занятия, изобразительная деятельность, продуктивные виды деятельности и т.д.);

ü  проведение  занятий на развитие творческого потенциала личности детей в ДОУ ;

ü  диагностика и прогнозирование психологом и педагогами дальнейшего развития детей, выявление одаренных и отстающих детей, специальная работа с ними;

ü  использование в работе с детьми различных форм терапии (арттерапия, танцевальная терапия, драматизации, музыкотерапия и т.д.);

ü  постоянное развитие познавательных психических процессов (на занятиях, в играх, в повседневной совместной деятельности);

ü  использование ТРИЗа (теории решения изобретательских задач) для активизации творческого мышления;

ü  использование различных методов активизации познавательной, эмоциональной, личностной, волевой сфер детей (метод ассоциаций, «мозговой штурм» и т.п.).

 

Читаем стихи о войне.75 лет Великой Отечественной Войне

Конкурс чтецов по ПДД "Светофор собирает друзей"

МБУ ЦБС "Петропавловская детская библиотека" конкурс чтецов "С любовью к маме"

МБУ "ЦБС"МО Джидинский район Петропавловская детская библиотека" конкурс "Пасхальные радости"

Конкурс чтецов"Здравствуй, Зимушка-зима"

МКУ Управление Образования Районный конкурс "Новогодний бант" в рамках акции "Новогодние чудеса"

17.12.2018

Электронный конструктор «Знаток», как средство развития технических способностей детей дошкольного возраста

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».