05.03.2021
01.02.2021
Игра
— наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве
ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой
деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со
сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те
или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель
игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его
каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре
волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя
игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать
эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку,
создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.
Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания
положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Сначала
они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в
педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском
учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование
эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в
воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама,
интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными,
чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа
“Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.
В
дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют
воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровыемоменты проникают
во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра,
повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
В
деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические
процессы.
Игровые
технологии, направленные на развитие восприятия.
Для
детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” -
воспитанники при этом организованы в веселую игру –соревнование: “Кто быстрее
докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и
кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод,что острые углы
мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем
воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).
Игровые
технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В
дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания
к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на
задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова
используя игровые приемы.
К
примеру, игроваяситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может
предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине,
игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый
специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном
дереве листья, а ребенок должен ее заметить.
Игровые
технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание
постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”,
“Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.
Игровые
технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем,развитие
мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления:
наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается