25.02.2021
В
основе технологий развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало
в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Научное обоснование теории она
получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего
впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель.
Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь
средой развития учащихся.
Идеи
Л. С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории
деятельности А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др.). В результате
пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением
на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных
видов человеческой деятельности.
Свое
дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных
работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.
В
их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически
взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается движущей силой
психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств
личности. В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан
ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и
методики.
Под
развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный
способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу
(типу). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль
самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.Это
взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и
организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее
обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Развивающее
обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л. С.Выготский писал:
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день
детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка:
1) сферу (уровень) актуального развития — уже
сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;
2) зону ближайшего развития — те виды
деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить,
но с которыми может справиться с помощью взрослых.
Зона
ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что
ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в
сотрудничестве.
Существенным
признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего
развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы
психических новообразований.
Технология
развивающих игр Б. П. Никитина
Программа
игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем
разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая
игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков,
кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика
и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами,
узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами,
квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами»,
термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами,
веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д.
и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и
технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Задачи
даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии,
чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его
с разными способами передачи информации.
Задачи
имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему
малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес
в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в
играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е.
развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все
объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в
ребенке.
Решение
задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической
задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей
конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет
сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность
выполнения задания[8,23].
В
развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается
соединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с
очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям,
когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
По
мнению Б. П. Никитина, этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько
проблем, связанных с развитиемтворческих способностей: развивающие игры могут
дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается
наиболее успешно.
Развивающие
игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, как и любые игры, они
не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.