01.11.2021
«Развитие навыков
технического творчества и конструкторских способностей у детей дошкольного
возраста посредством конструирования.
Актуальность:
Детское творчество — одна из форм самостоятельной
деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и
знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт
нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из
важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует
развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует
рационализаторские и изобретательские способности. В современном мире компьютеризации,
информатизации и роботостроения требуются специалисты с техническим складом
мышления, творческим подходом
и изобретательными навыками. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание
условий для развития
у детей инициативы, самостоятельности, творческого
воображения, способности к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, стремления
проявлять настойчивость в достижении результата деятельности. Именно конструирование и
робототехника естественным образом интегрируют основные
линии развития
ребёнка (познавательное, художественно-эстетическое,
социально-коммуникативное, речевое и физическое) являются эффективной
инновационной технологией для детского творчества и технического усовершенствования.
Проблема: не в полной мере созданы условия для развития у детей интереса
к техническому творчеству, а находясь дома, дети большую
часть времени проводят за современными гаджетами, в следствие чего не имеют
возможности творить, развивать воображение, не усидчивы, не последовательны в
достижении своих целей.
Таким образом, для подготовки высококлассных специалистов
в области инженерии, информационных технологий,
программирования, обозначенную проблему необходимо решать уже в детском саду,
закладывать первоначальные технические навыки и умения, осмысленно применять освоенные знания в области конструирования и робототехники.
Перспективность опыта заключается в умении предвидеть,
что дети – это наше будущее. Они будущие творцы нашей страны и
нашей республики.
Педагогическая идея состоит в создании оптимальных условий для развития навыков
технического творчества и конструктивных способностей у детей старшего
дошкольного возраста посредством конструирования.
Новизна проекта: использование конструкторов «Лего», «Знаток», «Тико» и
других современных конструкторов
дополняет, развивает,
вносит новые элементы в организацию образовательной деятельности с дошкольниками по
развитию технически грамотной личности.
Цель: способствовать развитию технического
творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством организованной образовательной
деятельности и свободного применения освоенных способов в различных ситуациях
самостоятельной деятельности.
Задачи:
• Формировать устойчивый интерес
к техническим играм
и роботостроению.
• Создать условия в группе для
активной созидательной деятельности детей, желания
придумывать, изобретать, проявлять свои личные качества с использованием конструкторов и
технических игр.
• Поддерживать инициативу,
активность, самостоятельность каждого ребёнка как творческой личности
с учётом индивидуальных особенностей.
• Воспитывать волевые качества личности – терпение,
самоконтроль, адекватную самооценку.
Методы и формы: в ходе реализации
проекта были применены различные формы обучения детей конструированию:
• по образцу – дети узнают
свойства деталей; овладевают обобщенным способом анализа; определяют основные
части, пространственное расположение отдельных деталей;
• по модели –
в качестве образца предъявлялась модель;
• по условиям – нет образцов и способов изготовления
постройки, а только условия, которым должны соответствовать;
• по чертежам и схемам (самостоятельное познание объектов) – инженерная
книга
• по замыслу (умение искать новые способы);
• по теме (общая тематика).
Реализация
проекта проходила в трех направлениях:
1-составление перспективного плана работы с учетом
возрастных особенностей детей
2-реализация с воспитанниками содержания конструкторской
деятельности, организованная образовательная деятельность.
3-активное обучение педагогов, организация
семинаров-практикумов, мастер-класс.
Дети раннего возраста
любят заниматься, но
произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на
том, что ему не
интересно, что его не удивило, не принесло радости, поэтому театрализованная игра как нельзя лучше подходит для
того чтобы заинтересовать ребенка. С помощью воспитателя и конструктора «Тико»
дети познакомились со сказкой «Заюшкина избушка»
В группах раннего возраста были
проведены ООД «Веселая прогулка» с использованием «Даров Фребеля», дети
ознакомились со свойствами предметов и пространственным расположением деталей,
то есть действовали по образцу.
Младший дошкольный возраст- это время, когда у ребенка начинает свое
развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать
простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по
схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение –
способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.
Используя конструктор «Класата», дети соорудили машину по уборке льда.
«Мы будем рисовать конструктором!» с
помощью «Даров Фребеля» дети «рисовали» сюжеты сказок, которые придумывали
сами.
В старших группах
реализовался проект «Волшебный мир электричества», целью которого было дать
детям первоначальные представления в области электроники на основе конструирования различных электрических цепей с
помощью конструктора «ЗНАТОК». Разработчикам
этих конструкторов удалось
сделать игрушку и наглядное пособие, которое позволяет изучать мир в игровой
форме. Этот конструктор
помогает стать ребенку более внимательным, усидчивым,
рассудительным. Так же происходит
лучшее развитие
воображения ребенка, словесно-
логического мышления. При помощи электронного конструктора ребенок
сможет научиться комбинировать, абстрактно мыслить. В ходе проекта дети помогли
Карлсону починить пропеллер.
Совсем недавно прошли соревнования по конструированию
«Веселые инженеры», среди ребят средних групп, целью которых было развитие интереса
к легоконструированию,а также формирование умений к коллективной работе. Дети
прошли несколько «испытаний», закрепляли умения работать по схемам, попробовали
себя в роли инженеров, сами построили ракету на которой отправились в космос.
Соревнования прошли интересно и весело.
В январе детьми старшей группы был реализован проект «Поселок
нашего будущего», идею проекта предложили сами дети, в условиях пандемии
короновируса были закрыты развлекательные центры и дети решили построить наш
поселок, таким каким бы они хотели его видеть через несколько лет. В нем
расположились не только развлекательные центры, но и зоопарк, морской порт, строительство
нового детского сада и все это будет работать от солнечной электростанции.
Также не забыли установить пункт вакцинации, для того чтобы эпидемия
закончилась быстрее. Данный
проект позволил сформировать у детей необходимые представления, что
способствовало развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей,
созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников,
стремления к самостоятельному познанию, умение отражать полученные знания в
творческой деятельности с использованием ЛЕГО-конструктора.
В нашем саду прошёл семинар" Использование дидактических
игр для реализации программы "От Фребеля до робота: растим будущих
инженеров" Педагоги находятся в постоянном поиске, придумывают новые игры,
для того чтобы заинтересовать детей.
Наш детский сад будет продолжать
работу в данном направлении, так как конструкторская деятельность средствами способствует развитию у детей самостоятельности и активности, творческого мышления
и пространственного воображения, критичности, формированию интереса к
изобретательству; речевому развитию, активизации активного и
пассивного словаря, выстраиванию монологической и диалогической речи;
воспитанию толерантности друг к другу и волевых качеств: трудолюбия , ответственности,
целеустремленности, терпения, росту самооценки, гордости за свой
труд.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.12.2022
Дата обновления: 29.12.2022
Дата публикации: 01.11.2021