25.02.2019
Мониторинг регламентируется документами:
- Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3
- Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п.4.1.ФГОС ДО).
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п.4.3.ФГОС ДО).
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи), только с согласия его родителей (законных представителей) (п.3.2.3. ФГОС ДО.).
Мониторинг – это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка
Мониторинг – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, позволяющий корректировать процесс в целях повышения качества обучения.
Мониторинг неотъемлемая часть образовательной деятельности, направлена на эффективное управление всем учебным процессом и обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Выделяются следующиее функции:
- контрольно-корректировочная функция состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания;
- прогностическая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии ребенка в будущем;
- воспитывающая функция состоит в том, что в процессе диагностирования и связи с ним педагог имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на ребенка.
Мониторинг рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.
Основная задача – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка и построение индивидуальной траектории его развития.
По результатам педагогической диагностики конструируется образовательный процесс, планируется индивидуальная работа по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.
Мониторинг необходим для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития.
Речь идет только о личностных результатах. Мониторинг динамики развития ребенка, нужен для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.
Понятие «зона ближайшего развития» введено Л.С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.
В качестве методов мониторинга в условиях ДОУ используются:
- наблюдение (в спонтанной и специально организованной деятельности);
- беседы;
- анализ продуктов деятельности детей.
Наблюдение за ребенком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время беседы важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», «ты молодец!», «я вижу, у тебя все замечательно получается!».
Карты наблюдений детского развития, позволяют фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.
Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для индивидуализации образования (построение его образовательной траектории) и оптимизации работы с группой детей.