22.01.2019
Система оценки результатов освоения программы
МАДОУ детский сад №4 "Малыш"
В соответствии с ФГОС ДО,
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Освоение ООП не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Однако педагог в ходе своей
работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.
Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который
позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения
ребенка. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением
ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: в игровых
ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе ООД.
Инструментарий для
педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие
фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в
ходе:
- коммуникации со сверстниками
и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия
совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности
(как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как
идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как
развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Программа мониторинга
Этап исследования |
Содержание мониторинговой
деятельности |
Подготовительный
|
Анализ имеющихся данных,
условий и факторов, постановка цели, определение объекта, установление
сроков, формирование экспертных групп, изучение необходимых материалов
(документов, научно-методической литературы по проблеме и др.), ознакомление
с концепцией развития ДОУ, разработка инструкций и инструментария, создание
технологического пакета и т.д |
Организационный
|
Проведение организационных
совещаний, методических консультаций, распределение обязанностей между
педагогами, старшим воспитателем и музыкальным руководителем в соответствии с
инструкциями. |
Диагностический |
Сбор информации по
интересующей проблеме, изучение документации ДОУ, наблюдение, тестирование,
экспертиза; использование социологических методов (контрольные срезы,
хронометраж, интервьюирование, анкетирование, собеседование) и др |
Аналитический
|
Систематизация, обработка и
анализ полученной информации, сопоставление результатов. |
Итоговый |
Составление прогнозов,
выработка предложений и рекомендаций для принятия управленческого решения,
определение сроков выполнения рекомендаций. Архивация материалов |
Результаты педагогической
диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1) индивидуализации образования
(в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой
детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать
диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и
скорректировать свои действия.
План-график проведения
диагностики
№ п/п |
Направление мониторинга в
соответствии с образовательной программой |
Ответственные за проведение
диагностики |
Сроки проведения диагностики |
Методы мониторинга |
Оценка уровня развития детей
(по образовательным областям) |
||||
|
Физическое развитие |
Старший воспитатель,
воспитатели, медицинский работник МАДОУ |
Сентябрь, май учебного года |
Наблюдения за ребенком в
процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре; контрольные
упражнения и двигательные задания, беседы, опрос, диагностические игровые
задания, проблемные ситуации, наблюдение |
|
Социально- коммуникативно е
развитие |
Старший воспитатель,
воспитатели |
Сентябрь, май учебного года |
Создание ситуаций, беседа,
опрос, рассматривание иллюстраций, экскурсии на территорию детского сада.
Наблюдение за предметно- игровой деятельностью детей; сюжетные картинки с
полярными характеристиками нравственных норм; анализ детских рисунков,
игровые задания; наблюдение за процессом труда |
|
Познавательное развитие |
Старший воспитатель,
воспитатель |
Сентябрь, май учебного года |
Беседа, опрос, задания
проблемные ситуации, дидактические игры, анализ продуктов детской
деятельности. |
|
Художественно- эстетическое
развитие |
Старший воспитатель,
воспитатель |
Сентябрь, май учебного года |
Индивидуальные беседы;
наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью
детей; диагностические ситуации, игровые диагностические задания, анализ
продуктов детской деятельности |
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты в рамках образовательной программы. На особом контроле воспитателей и специалистов должны быть дети, показавшие низкий уровень освоения каких-либо разделов программы. Основой метод моей педагогической диагностики это метод наблюдения. Предложенные методики и диагностический инструментарий, применим ко всем действующим образовательным программам. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.