22.01.2019
Дошкольный возраст является решающим в
формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек
проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни.
Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты личности,
формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом
этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа
жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и
спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать
комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах
его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс
получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие
технологии».
Главное назначение таких новых технологий
– объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих
детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое
«здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это
целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и
профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия
ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель
здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику
возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения
и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в
различных видах деятельности и представлены как:
·
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
·
технологии обучения
ЗОЖ;
·
коррекционныетехнологии.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса
воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация
разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного
процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества
дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми,
игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в
течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников:
воспитателя, музыкального руководителя. Являясь участником этого общего
процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и
навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных
методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей
возрастной группе.
Технологии
сохранения и стимулирования здоровья:
·
Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой
работы. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма,
гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается
внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её
соразмерность возрастным показателям ребёнка.
·
Динамические паузы проводятся во
время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения
включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и
других в зависимости от вида занятия.
·
Подвижные и спортивные игры проводятся
ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате-
малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с
возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
·
Релаксация. Для психического здоровья детей
необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,
обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том,
чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать
своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально
подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.
Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и
целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы
спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки
природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть
элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
·
Пальчиковая гимнастика проводится
индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику,
стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение,
воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
·
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в
любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной
нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз,
кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал,
показ педагога.
·
Дыхательная гимнастика проводится
в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей
активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует
нормализации и оптимизации его работы в целом.
·
Бодрящая гимнастика проводится
ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на
кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания
правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей каждым
родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием
ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша,
укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология
воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этих
технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни
человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать,
поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового
образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием
элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами,
нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «
взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести
здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им
делать это правильно.
Технологии
обучения здоровому образу жизни:
·
Утренняя гимнастика проводится ежедневно
3-5 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У
детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
·
Физкультурные занятия проводятся
3 раза в неделю по 5 - 10 мин. в
соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные,
сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение
двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют
организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях
способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма
ребёнка.
·
Серия игровых занятий «Азбука здоровья». Занятия
проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Внедрение разработанных
занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить
интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и
необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый
человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется
представление о том, как нужно заботиться о сохранении
здоровья.
·
Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим
ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу
внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому
укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это
профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он
благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью,
повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия
или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы,
обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность
использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению
позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это
гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей
работы.
·
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник,
музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников
все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях,
соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут
себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это
позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом
используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели,
поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и
досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у
детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать
характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
Коррекционные
технологии:
·
Артикуляционная гимнастика - упражнения
для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые
для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное
звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения
звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых
нарушений с детьми проводит логопед.
·
Технология музыкального воздействия. Музыка
обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на
состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит,
возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности),
покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим
важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При
использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма
и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного
средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения
эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной
деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию,
ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения
радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние
маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку
использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям
успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную,
тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в
лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них
положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и
отдыхает каждая часть их
тела.
·
Сказкотерапия используется
для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать
взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще
использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не
только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их,
обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети
перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки,
ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа
сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые
они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Таким
образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную
направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в
итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Семья и
детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что
облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием
преемственности является установление доверительного делового контакта между
семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция
родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая
лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных
результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Мною организован
семейный клуб «Здоровячок». Цель работы клуба- повышение психолого-
педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья
детей, включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. В процессе
организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую
разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей;
педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания;
консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ,
изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в
подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание
предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы,
анкетирование.
Наглядные
стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с
возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется
информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и
его здоровье», «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья», «Формирование
правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и
т.д.).
Таким
образом, проводимая мною физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь
родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение
всего пребывания в дошкольном учреждении.
Применение в
работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность
воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей
ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.03.2019
Дата обновления: 12.03.2019
Дата публикации: 22.01.2019