24.10.2018
24 октября 2018 года в рамках недели
бурятского языка прошло мероприятие «Шагай наадан».
Огромную роль в воспитании любви к родному
краю, в формировании уважения к обычаям и традициям своего народа, в воспитании
национального самосознания играют национальные народные игры. Бурятские
народные игры самобытны, имеют свои особенности и свою историю, уходящую в
седую древность. К самым древним играм можно отнести: 1 «дандаалха»- догоняшки,
2 «хоргодоон» - прятки, 3 «урилдаажа наадаха» - бег наперегонки, 4 «
Ээрэмшээхэ» - крутиться вокруг чего - не будь, в данном случае разводить
костёр, бегать вокруг него и ловить друг друга.
Многие
старые игры пережили своё время, но в наши дни дети по-прежнему любят «прятки»,
«догоняшки», и другие игры, навсегда вошедшие в сокровищницу народного
творчества.
Но наиболее популярным и распространенным
видом массового развлечения всех монголо-язычных племён были игры в «шагай
наадан», в переводе «бараньи кости» (лодышки-альчики) или бабки.
Эта игра является отражением основного
занятия народа- скотоводства, поэтому альчики (бараньи-кости) означают пять
видов животных:
1 «хонхо» (с выемкой), упавшие вогнутой стороной вверх – козёл
(козлик);
2 «бухэ» (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх – это овца;
3 «морин» (конь), упавшее на бок ровной стороной, ребром- это
лошадка;
4 «ухэр» (крупный скот), упавшее на бок резной стороной – это
бычок;
5 «тэмээн» - это кости, оказавшиеся в сидячем положении – встали
на «дыбы» или берцом – это верблюд.
В старину в бедных бурятских семьях
практически не было игрушек, поэтому игры в «шагай» стали самыми доступными для
детей. В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали их, складывали в
кожаный мешочек и хранили для детских игр.
Однако
анализ игровой деятельности в дошкольных учреждениях показывает, что наши
воспитанники недостаточно знакомы с традиционными бурятскими народными играми.
В игре «таалсалга» в обеих руках у ребёнка по горсточке косточек, дети отгадывают, в какой руке их больше, в какой – меньше. Если ребёнок угадает, то берёт косточки себе. Кто больше соберёт косточек, тот самый внимательный и наблюдательный. В игре «Хумпараа» - подкидывание трех альчиков (косточек) учим своих воспитанников управлять рукой, координировать движения, развивать глазомер. По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково,важнее узнать, кто из них упал; козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одном положении, тот все косточки-бабки (козлят, овечек, лошадок или бычков) забирает себе.
В игре «хорёо барилга» - строительство
ограды для скота или других игрушек, зверят, дети учились ставить
предметы рядышком, последовательно усваивая понятия «широкий», «узкий»
«длинный» « короткий», «большой», и «маленький».
Дети играли в «городьбу» вдвоем, подгруппами
или все сразу. Разделив косточки-бабки поровну, дети строили себе городьбу,
воображая её загоном для скота. Ставили туда пять косточек бугром вверх- пять
овечек, шесть косточек выемкой вверх – шесть козликов. У каждого в городьбе
было ещё семь лошадей, восемь коров, четыре верблюда. Отдельно дети
выделяли пять игровых, раскрашенных косточек. Их подкидывают, смотрят, как они
лягут. Соответственно их положению, из городьбы каждого играющего «выгоняют»
животных и ставят их к себе в загон.
Дети с интересом играли в игру «Шагай
харбалга» - метание, которая способствует развитию глазомера, остроты зрения,
координации движений. Бабки (кости) в этой игре ставятся в два противоположных
ряда на расстоянии 40-60 см. Дети играют по двое. Каждый играющий метит
косточкой из своей «стены» (конь или скот) в «стену» соперника. Сколько косточек выбьет из «стены»
противника, все забирает себе. Если промахнется то, отдает свою косточку –
«стрелу» сопернику.
Наиболее любимой у детей стала игра «Шагай
няхалалга» (щелканье бабок). Цель игры: развивать глазомер детей, координацию
мелкой моторики. Дети играли с огромным удовольствием. Они берали в горсть все
бабки и бросали их на стол. Щелкали одинаковые бабки «орудие» и «мишень».
А упавшие бабки различали по четырём видам : «Хонхо» - козлик, « Бухэ» -
овечка, «Морин» - конь, «Ухэр» - бычок. При выбивании ребята сосредотачивались
и щелкали по косточкам, стараясь
выбивать только с первой попытки и не
задевать остальные бабки, кроме «орудия» и «мишени». Токо самые меткие попадали в «мишень» и забирали её себе, а при
этом решали, какую бабку выгоднее оставить для дальнейшего «щелканья» -
ту, которой целился. Если кто то промахнулся, задел нечаянно бабки, он повторял
движение при «прищёлкивании» - уступал место другому. Победил Чагдуров Этигел у
него больше всех оказалась «косточек».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.02.2019
Дата обновления: 07.02.2019
Дата публикации: 24.10.2018