14.04.2022
Развитие логических и комбинаторных способностей дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс STEАM-технологий
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества образования. Современный педагог — это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?.. Конечно же, STEM-технология. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.
Целью использования STEM-технологии в дошкольном образовательном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T –technology, E – engineering, M -mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика). STEM-технологию необходимо использовать уже в работе с детьми дошкольного возраста, так как наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности.
Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию лежит в основе STEM-технологии. Внедрение STEM технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни.
Преимущества «STEАM- технологии».
- Развивают любознательность.
-Помогают выработать инженерные навыки.
-Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
-Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
- Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.
STEM-технология – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования:
- развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.
Множество разнообразных образовательных модулей, которые входят в STEM-технологию:
- LEGO-конструирование.
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов при помощи конструктора LEGO.
Образовательный модуль «LEGO - конструирование» способствует:
-развитию способности у детей к практическому и умственному экспериментированию, любознательности и фантазии, что позволяет ребенку сделать собственный проект;
-свободному овладению родным языком (коммуникативные навыки в процессе обобщения, планирования и комментирования процесса и результата собственной деятельности, а также развитие мелкой моторики, что также влияет на развитие речи);
-умению пользоваться схемами при сборке, создавать новые образы, использовать аналогию.
- Математическое развитие
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, шахматы, игры В. В. Воскобовича, блоки Дьенеша круги Луллия и др.
Данный модуль способствует:
- умственному развитию дошкольников при реализации комплексного решения математических задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет;
- формированию и усвоению знаний предусмотренными программными требованиями;
- развитию в познавательно - исследовательской деятельности, которая осуществляется в процессе игры.
- Экспериментирование с живой и неживой природой
Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.
Модуль способствует:
- развитию наблюдательности, творческих и умственных способностей у дошкольников и развитию ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира;
- умению мыслить самостоятельно, осознанно и бережно относиться ко всему окружающему;
- формированию у ребенка первичной естественнонаучной картины мира, экологического сознания и основ безопасности в процессе взаимодействия с окружающим миром;
- речевому развитию, так как дошкольнику нужно правильно задавать вопросы, самостоятельно делать выводы, а также аргументировать и обосновывать обнаруженные закономерности.
- Дидактическая система Ф. Фребеля;
Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста
Модуль способствует:
- умению экспериментировать с предметами окружающего мира;
-освоению математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;
- освоению пространственных отношений;
- конструированию в различных ракурсах и проекциях.
- Мультистудия «Я творю мир»
Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма
Модуль способствует:
-освоению ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;
-освоению медийных технологий;
-организации продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.
- Робототехника
Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования.
Модуль способствует:
- развитию логики и алгоритмического мышления;
- формированию основ программирования;
- развитию способностей к планированию, моделированию;
- обработка информации;
- развитию способности к абстрагированию и нахождению закономерностей.
Использование STEM-технологии в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике. Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, пришли к выводу, что применение STEM-технологии позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по познавательному развитию детей, потому что STEM-технология направлена на развитие мышления, воображения, интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
STEAM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2024
Дата обновления: 01.04.2024
Дата публикации: 14.04.2022